Правила пиклбола
Суть игры и цель пиклбола
Пиклбол – это спортивная игра с ракеткой и мячом, сочетающая элементы большого тенниса, бадминтона и настольного тенниса. Играть могут двое (одиночная игра) или четверо (парная игра) участников. Цель игры – первым набрать определённое количество очков (обычно 11) за счёт выигранных розыгрышей, при этом опережая соперника минимум на 2 очка. Розыгрыш начинается подачей и продолжается ударами через сетку, пока одна из сторон не допустит ошибку, из-за которой мяч не сможет быть правильно возвращён. Очки, как правило, начисляются только подающей стороне – то есть команда (или игрок) зарабатывает очко, если выиграла розыгрыш на собственной подаче. Партия играется до 11 очков с отрывом в 2 очка (например, 11:7, 15:13 и т.д.), хотя на турнирах могут применяться и другие форматы – например, игра до 15 или 21 очка, а матч может состоять из лучшей серии до двух побед в партиях. В пиклболе ценится динамичность, поэтому правила специально упрощены и адаптированы, чтобы сделать игру понятной и доступной для всех возрастов. Победителем становится тот, кто, соблюдая все правила, наберёт требуемое количество очков раньше соперника.
Площадка и оборудование
Корт (площадка): Игра проходит на прямоугольной площадке размером 20 футов в ширину на 44 фута в длину (примерно 6,10 × 13,41 метра). Размер корта одинаков для одиночной и парной игры. По центру корта натянута сетка теннисного типа высотой 91,4 см на стойках по бокам и 86,4 см в середине. Разметка корта включает следующие основные линии и зоны:
• Задняя линия (baseline) – линия, ограничивающая корт с каждого короткого края. За задней линией игрок выполняет подачу.
• Боковые линии (sidelines) – линии по длинным бокам корта.
• Средняя линия (centerline) – линия, разделяющая половину корта на две зоны подачи (правую и левую), проходит от задней линии до сетки через центр поля.
• Неигровая зона у сетки – особая зона у сетки шириной 7 футов (2,13 м) от сетки с каждой стороны, ограниченная линией неигровой зоны (non-volley line) параллельно сетке. Все линии, обозначающие неигровую зону, считаются частью этой зоны. Подробнее о её назначении – см. раздел о неигровой зоне ниже.
• Зоны подачи (правый и левый квадраты) – области между неигровой зоной, средней линией, боковой и задней линиями, откуда принимаются и выполняются подачи. Каждая половина корта разделена на правую (чётную) и левую (нечётную) зону подачи.
Линии на корте шириной около 5 см и обычно наносится контрастным цветом относительно покрытия. При розыгрыше мяча попадание в линию считается попаданием в корт (то есть мяч «в игре»), за исключением особого случая на подаче: если мяч при подаче коснулся линии неигровой зоны, такая подача не засчитывается (ошибка). В остальном любой мяч, приземлившийся на линию или в пределах площадки, считается хорошим.
Сетка: Сетка в пиклболе похожа на теннисную, но ниже. Её стандартная высота – 36 дюймов (91,4 см) по краям и 34 дюйма (86,4 см) в центре. Длина сетки составляет примерно 6,7 м, она натягивается на стойках, расположенных чуть за боковыми линиями (стойки обычно устанавливают в ~30 см от корта с каждой стороны). Верхний край сетки окантован лентой (белой полосой) шириной ~5 см для прочности и видимости. Сетка изготовлена из прочного синтетического материала с ячейками достаточно мелкими, чтобы мяч не пролетал сквозь них.
Мяч: В пиклбол играют специальным полым пластиковым мячом с отверстиями. Стандартный мяч имеет диаметр около 7–7,5 см и весит примерно 22–26 граммов. Он изготовлен из прочного гладкого пластика и содержит от 26 до 40 круглых отверстий. Отверстия необходимы для стабильной траектории полёта – благодаря им мяч летит медленнее, чем теннисный, и меньше отклоняется ветром. Существуют мячи для игры в помещении и для улицы: как правило, «уличные» мячи имеют большее количество более мелких отверстий, а «заловые» – меньшее число крупных отверстий. Цвет мяча может быть разным (желтый, оранжевый, белый и т.д.), главное – чтобы он был хорошо виден игрокам и отличался от цвета покрытия корта. В официальных турнирах используются только мячи, одобренные USA Pickleball и внесённые в официальный список, однако для любительской игры подойдёт любой стандартный пиклбольный мяч или даже мяч для флорбола схожего размера.
Ракетка (пиклбольная ракетка): Инструмент игрока – жёсткая ракетка без струн, больше похожая на увеличенную теннисную ракетку для настольного тенниса (пинг-понга). Её часто называют паддл (от англ. paddle – весло) из-за характерной формы. Ракетки делают из дерева или современных композитных материалов (пластика с графитовыми, углеволоконными прослойками и др.). Деревянные ракетки самые доступные, но тяжелее; продвинутые композитные – легче и дороже. Стандартный размер ракетки около 40 см в длину и 20 см в ширину, при этом правилами установлено максимальное ограничение: сумма длины и ширины не должна превышать 61 см (24 дюйма), а длина не более 43 см (17 дюймов). Толщина и вес ракетки официально не ограничены (в среднем вес составляет 170–250 г). Игровая поверхность ракетки должна быть плоской и жёсткой; любые приспособления, способные придать мячу избыточное вращение (например, шершавое покрытие, отверстия, посторонние наклейки и т.п.), запрещены правилами. Ручка ракетки обычно обмотана мягкой лентой (грипом) для удобства хвата; её обхват примерно 10–11 см. В целом, пиклбольная ракетка меньше теннисной, но немного больше, чем ракетка для пинг-понга, и рассчитана на удар по лёгкому пластиковому мячу.
Начало игры: выбор сторон и подача
Перед началом матча соперники определяют, кто первым будет подавать и с какой стороны корта начать. В официальных матчах обычно проводят жеребьёвку (например, подбрасывание монеты) или используют любой другой честный метод выбора. Победитель жеребьёвки получает право выбора: либо стороны корта, либо права первой подачи. Второй параметр (оставшийся) достаётся сопернику. После этого игроки занимают исходные позиции на корте, и игра начинается с первой подачи.
Подача: Подача – это ввод мяча в игру. Право первой подачи в начале каждого гейма (партии) получает одна из сторон согласно жеребьёвке. Далее право подавать будет переходить от команды к команде по ходу матча (см. сайд-аут ниже). Подающий всегда выполняет подачу из-за задней линии своей половины корта, находясь в пределах продолжения боковых линий. Минимум одна нога подающего должна находиться за задней линией в момент удара по мячу, и ни одна из ног не должна заходить на корт или линию до контакта с мячом. Подача выполняется только нижним ударом: ракетка движется снизу-вверх и должна коснуться мяча ниже пояса (ниже уровня талии) подающего. Это означает, что подавать «сверху» (как в теннисе или волейболе) запрещено. Правило нижней подачи контролируется тремя критериями: на момент удара по мячу рука должна двигаться вверх, голова ракетки находиться ниже кисти, а контакт с мячом происходить ниже уровня талии подающего. Эти ограничения исключают мощные верхние подачи и способствуют более спокойному началу розыгрыша.
Правилами 2025 года официально разрешено два способа выполнения подачи:
1. Обычная (волейная) подача – когда игрок подбрасывает мяч рукой (или отпускает из рук) и сразу наносит удар ракеткой до того, как мяч коснётся земли. При этом действует правило нижнего удара, описанное выше.
2. Альтернативная (дроп-подача) – игрок может бросить мяч вниз и дать ему отскочить от площадки, а затем выполнить удар ракеткой после отскока. При выполнении «дроп-серва» нет ограничений по движению ракетки – поскольку мяч уже отскочил, игрок может ударить по нему как удобно, но обычно это также делается нижним или боковым ударом. Важно, что при отпускании мяча подающий не должен придавать ему вращение рукой (нельзя подкручивать или бросать мяч, вращая пальцами) – мяч должен падать свободно. После такого отскока удары выше пояса уже не запрещены, но, как правило, подающий всё равно не успеет занять слишком высокое положение.
В официальных турнирах подающий обязан чётко объявить счёт до того, как мяч ввёлся в игру. В любительской игре без судьи эту обязанность обычно выполняет сам подающий: он громко называет сначала свой счет, потом счет соперника, а в парной игре – ещё и номер подающего (1 или 2, см. далее про счёт). Объявление счёта служит сигналом, что сейчас последует подача.
Правила выполнения подачи: Подаваемый мяч должен полететь по диагонали на сторону соперника, в противоположный квадрат (зону подачи) – аналогично теннисной подаче. Например, если игрок подаёт из правой зоны своей половины, мяч должен перелететь сетку и приземлиться в правый квадрат на половине соперника. При подаче мяч не должен задеть площадку своей половины, а должен сразу перелететь через сетку. Также мяч на подаче обязан перелететь через неигровую зону соперника: подача, приземлившаяся в неигровую зону или коснувшаяся линии неигровой зоны, считается неправильной (ошибка). Допускается, что подаваемый мяч коснётся сетки, если после этого он всё равно перелетит на сторону соперника и приземлится в правильном квадрате подачи – в таком случае мяч остаётся в игре (лет и переигровка не предусмотрены). Однако если мяч при подаче коснулся сетки и упал в неигровую зону или за пределы нужного квадрата – это ошибка подачи. Таким образом, лет-подачи в пиклболе нет: сетка не останавливает игру, и подающий имеет лишь одну попытку правильно ввести мяч (исключение может быть сделано только при явном внешнем вмешательстве, помехе во время подачи – тогда судья может назначить переигровку, но это бывает редко).
Если мяч подан правильно, то принимающая сторона должна отразить его после одного отскока – и начинается обмен ударами (ралли). Подающий игрок (и его напарник в паре) после удара обычно заходят в корт, готовясь к продолжению розыгрыша, а принимающие – стараются отбить мяч обратно через сетку. Далее мяч переходит из стороны в сторону до первой ошибки. Правила, описанные далее, определяют, когда розыгрыш считается проигранным одной из сторон (ошибка), а когда продолжается.
Правило двух отскоков
Одно из ключевых правил пиклбола, отличающее его от тенниса – правило двух отскоков. Суть его в том, что в начале каждого розыгрыша стороны обязаны выполнить по одному удару после отскока мяча от земли. Проще говоря, первые два удара в розыгрыше всегда выполняются с отскока: подающий должен после удара позволить мячу отскочить у принимающего, а команда, выполнившая приём, в свою очередь должна дождаться отскока мяча на стороне подающего перед тем, как сыграть его обратно. Лишь после того, как мяч отскочил по одному разу на каждой стороне, игрокам разрешается брать мяч «с лёта» (то есть выполнять удар без отскока). Это правило предотвращает доминирование подающего и навязывает короткий обмен ударами в начале каждого розыгрыша, делая игру более сбалансированной.
Пример: игрок А подаёт мяч на сторону B. Мяч обязан коснуться площадки на стороне B (иначе B не имеет права его отбивать) – это первый отскок. Игрок B выполняет прием после этого отскока и отправляет мяч обратно. Теперь мяч летит к стороне А и обязан отскочить на стороне А – это второй отскок. Только после этого команда А (подающая) может, если получится, принять мяч либо после отскока, либо сыграть его с лёта. До выполнения этих двух отскоков играть мяч с лёта запрещено (это будет нарушением). Правило двух отскоков действует в каждом розыгрыше, начиная с подачи.
Если кто-либо нарушает это правило – например, принимающий сразу после подачи берет мяч с лёта, не дав ему отскочить, или подающая сторона играет по мячу до его отскока при приёме, – это считается ошибкой (фолом) и окончанием розыгрыша в пользу противоположной стороны. Соблюдение правила фиксируется визуально: обычно видно, отскочил ли мяч до удара. При игре с судьями нарушение правила двух отскоков немедленно объявляется судьями как «fault» (фол).
После того, как два обязательных отскока произошли, розыгрыш продолжается в свободной форме: мяч можно принимать либо с отскока, либо с лёта (по выбору игрока), но с учётом ограничений неигровой зоны (об этом – в следующем разделе). Большинство дальнейших ударов в пиклболе в разгаре обмена выполняются как раз с лёта (воллеем), особенно в парной игре, когда соперники сходятся ближе к сетке.
Неигровая зона (кухня) и игра у сетки
С каждой стороны сетки в пиклболе имеется специальная зона, в которой запрещено выполнять удары с лёта. Официально она называется Non-Volley Zone (NVZ) – неволейбольная, или неигровая зона. В русскоязычной практике иногда используют термин «невылетная зона», а неофициально на английском ее прозвище – «кухня» (kitchen). Эта зона обозначена на корте: она простирается на 7 футов (2,13 м) от сетки с каждой стороны и ограничена линией неигровой зоны, которая параллельна сетке. Вся площадь внутри этой зоны, включая её линию, относится к неигровой зоне.
Правило неигровой зоны гласит: игрок не имеет права выполнять удар по летящему мячу, находясь внутри неигровой зоны. Проще: нельзя отбивать мяч с лёта, если ты стоишь в зоне у сетки. Чтобы взять мяч с лёта (воллеем), игрок должен находиться вне пределов этой зоны, причём и момент удара, и последующее движение не должны приводить к контакту с зоной. Если игрок, выполняя воллей (удар с лёта), заступил хотя бы одной ногой на линию неигровой зоны или внутрь её, это считается нарушением (фолом). Также, если после такого удара инерция движения игрока привела к тому, что он потерял равновесие и наступил в неигровую зону или коснулся её каким-либо предметом (ракеткой, одеждой и пр.) – это тоже нарушение, даже если мяч уже «мертв» к тому моменту. Правило действует и в отношении партнёров: например, если ваш партнёр берёт мяч с лёта, а вы на тот момент стоите в неигровой зоне и случайно коснулись его или уронили что-то в зону – будет зафиксирован фол.
Важно понимать, что заходить в неигровую зону не запрещено – в неё нельзя заходить только непосредственно для исполнения воллея. Игрок имеет полное право войти в эту зону, чтобы принять отскочивший внутри неё мяч (то есть выполнить удар после отскока – такой удар разрешён). Например, если соперник выполнил короткий мягкий удар, и мяч приземлился в вашей неигровой зоне, вы можете зайти туда и отбить мяч после отскока. Также можно просто стоять в этой зоне, если того требует тактика, – главное, не пытаться там же сыграть мяч с лёта. После удара по отскочившему в зоне мячу не требуется немедленно выбегать обратно – игрок может оставаться внутри зоны сколько угодно, пока не возникнет ситуация для воллея. Но если вы находитесь в зоне, вы не имеете права выполнять удар по летящему мячу, пока не выйдете из неё: нужно сначала обеими ногами ступить на площадку за пределами зоны. Нельзя применить трюк «выпрыгнуть из кухни и в воздухе отбить мяч»: если вы прыгнули изнутри зоны и ударили мяч до приземления – это все равно нарушение, так как на момент удара вы покинули зону не полностью (ваше последнее касание площадки было в зоне).
Таким образом, типичная тактика игры у сетки выглядит так: обе стороны стараются приблизиться к зоне после выполнения правила двух отскоков, чтобы атаковать воллеями, но при этом стоят сразу за линией неигровой зоны, не наступая на неё. Эта линия служит своего рода «границей безопасности»: приблизившись вплотную к ней, игроки могут ловить мяч на лету сразу за сеткой, но не нарушают правил. Такие быстрые обмены ударами около сетки – характерная черта пиклбола. Зона же (кухня) играет роль буфера: она не позволяет стоять прямо под сеткой для лёгких смэшев, как в бадминтоне, и добавляет игре стратегии – умение выполнять аккуратные низкие удары, приземляющие мяч как раз в неигровую зону соперника (так называемые дроп-шоты), становится важным навыком.
Нарушение правил неигровой зоны (воллей из зоны) приводит к немедленной потере розыгрыша для провинившейся стороны. В играх с судьями такие «вылезания в кухню» внимательно отслеживаются. В самих правилах подробно описаны все ситуации, связанные с зоной, включая следующие положения:
• Входить в неигровую зону можно в любое время, кроме момента выполнения удара с лёта.
• Можно находиться в зоне и после удара по отскочившему там мячу – не обязательно сразу выскакивать обратно.
• Партнёр игрока, выполняющего воллей, может находиться в зоне одновременно – это не нарушение, если только они не касаются друг друга во время удара.
• Если какой-либо предмет игрока (ракетка, кепка и т.п.) упал в неигровую зону после того, как игрок выполнил удар с лёта за её пределами, – сам по себе лежащий предмет не останавливает игру. Но вот если этот предмет коснулся зоны в момент удара – будет фол.
В практической любительской игре без судей действует негласное правило: если вы выполнили воллей у сетки и по инерции едва-едва ступили в кухню, вы обычно сами объявляете: «Я был в зоне» – и тем самым признаёте потерю очка. Честность в таких ситуациях – часть культуры пиклбола (см. раздел о поведении).
Счёт, очередность подачи и «сайд-аут»
Система подсчёта очков: Пиклбол традиционно использует сайд-аут систему счёта (side-out scoring). Как уже упоминалось, это означает, что очко за розыгрыш получает только сторона, выполнявшая подачу. Если же розыгрыш выигрывает принимающая сторона, она не получает очка, но зарабатывает право на свою подачу – происходит так называемый сайд-аут, то есть передача подачи другой стороне. Например, счёт 5:3 означает, что подающая сторона набрала 5 очков, а принимающая – 3, причём сейчас подает первая сторона. Если принимающие выиграют текущий розыгрыш, счёт останется 5:3, но произойдёт сайд-аут – право подачи перейдёт к соперникам.
Парная игра и порядок подачи: В парном пиклболе участвуют команды из двух человек, и особенность в том, что во время одной «серии» подач (после получения права на подачу) подают по очереди оба игрока команды, прежде чем право перейдёт сопернику. Исключение – самый начало игры: в начале первого гейма, чтобы не давать команде, начинающей подачу, слишком большое преимущество, по договорённости вводится правило «первая подача – единственная». То есть первая команда начинает матч с правом только на одну подачу вместо двух. В протоколе счёта обычно первый счет объявляется как «0-0-2», тем самым показывая, что у начавшей команды условно как бы уже была одна нереализованная подача (это формальность для балансировки) – подробнее об объявлении счёта ниже.
После начала партии стандартный порядок такой:
• В каждой команде заранее определяют, кто будет первым подающим игроком (Starting Server) для этой команды. Обычно этот игрок начинает подачу, находясь в правом квадрате своей стороны при счёте 0:0.
• Первым подаёт игрок, стоящий в правой зоне подачи своей половины. Он подаёт по описанным правилам диагонально в правую зону соперника. Его напарник в этот момент находится в левой зоне своей половины, но может стоять где угодно (чаще ближе к задней линии, чтобы быть готовым к приему, учитывая правило двух отскоков).
• Если подающая команда выиграла розыгрыш (заработала очко), то тот же самый игрок продолжает подавать, но теперь перемещается на противоположный (левый) квадрат своей половины. Его напарник переходит на правую сторону. Таким образом, после каждого выигранного очка подающие партнеры меняются сторонами корта. Счёт при этом увеличился, и подающий всегда подаёт из зоны, соответствующей чётности набранных очков своей команды: при чётном количестве очков подающего команда находится на исходных местах (первый подающий на правой стороне), при нечётном – наоборот (первый подающий на левой стороне). Но можно запомнить проще: выиграли очко – поменялись местами и подаёте с другой стороны.
• Если подающая команда проиграла розыгрыш (не набрала очко), то наступает смена подающего внутри команды: право подач переходит к второму игроку этой же команды (который до этого не подавал в данной серии). При переходе подачи к напарнику он встает в ту зону, где находился его партнер в момент потери подачи. Например, первый подающий начал справа и проиграл розыгрыш, не сменив позиции – значит счёт не изменился, и второй подающий начинает с того же положения (правой стороны). Если же первый подающий успел выиграть очко и ушёл на левую сторону, затем проиграл розыгрыш там – счёт, допустим, стал 1:X, и второй подающий теперь будет подавать с левой стороны (так как его команда имеет 1 очко, нечётное). Это звучит сложно, но на практике игроки ориентируются по чётности собственного счёта для правильного положения. Пока команда удерживает право подачи, игроки чередуют подачи между собой.
• Второй игрок продолжает подавать, пока его команда не проиграет розыгрыш. Если это случилось, команда исчерпала обе свои подачи, и наступает сайд-аут – право подачи целиком переходит к противоположной команде.
• При каждом получении права подачи новой командой подачу всегда начинает тот член команды, кто стоит на правой стороне площадки в момент перехода (независимо от общего счёта или предыдущей партии). Его условно можно назвать «первым подающим в данном владении». Затем, если они теряют одну подачу, включается второй партнер, как описано выше.
При таком порядке в протоколе счёта в парной игре используют три числа. Например, счёт может объявляться как 3–5–1. Это означает: у подающей команды 3 очка, у принимающей 5 очков, и подаёт сейчас первый игрок из пары подающего (число 1 указывает, что это первый подающий этой команды в данной серии подач). Если было бы 3–5–2, это значит, что подаёт второй игрок команды (то есть первая подача их команды уже была потеряна, идёт вторая). Как только сторона меняется (сайд-аут), в объявлении счёта номер игрока снова начинается с 1 для новой команды. Такой формат может показаться запутанным, но новички привыкают после нескольких игр. Главное – помнить: третье число (1 или 2) обозначает номер подающего игрока текущей подающей стороны, а не номер игрока во всём матче.
Одиночная игра: В одиночном разряде порядок намного проще, так как в команде всего один игрок. Здесь нет второго подающего, поэтому подача всегда чередуется между соперниками при каждой потере розыгрыша. В одиночке также применяется правило чётности для позиций: если у подающего игрока чётное количество набранных очков, он подаёт справа; если нечётное – слева. После каждого выигранного им очка он перемещается на противоположную сторону для следующей подачи. Если проигрывает розыгрыш, право подачи уходит сопернику, и тот встаёт на соответствующую сторону исходя из своего счёта. Счёт в одиночке объявляется двумя числами (очки подающего – очки принимающего), без третьего числа, поскольку «номер подающего» не нужен (там всегда «первый» и единственный). В остальном все правила – размеры корта, неигровая зона, два отскока – действуют так же.
Пример счета и позиций (парная игра): предположим, счёт 0–0 в начале. Команда А (игроки A1 и A2) выиграла жребий и подаёт первой. Согласно договорённости, они начинают с второго номера, поэтому объявляется счет "0–0–2" (это значит, у команды А по сути сразу «вторая» подача). Пусть A1 стоит справа и выполняет подачу; они проигрывают розыгрыш. Происходит сайд-аут – право переходит команде B (игроки B1 и B2). Счёт остаётся 0–0, и команда B начинает со своего первого подающего: объявляется "0–0–1". B1, стоящий справа, подаёт и выигрывает очко – счёт становится 1–0, они меняются с партнером сторонами. Объявляется "1–0–1" (первый подающий продолжает). B1 подаёт слева, но проигрывает розыгрыш – очко не начисляется (счёт остаётся 1–0), и подача переходит ко второму игроку команды B. Теперь объявляется "1–0–2" (подаёт второй). B2 подаёт из той же зоны, где стоял его партнер (т.е. слева, так как счет их команды 1 – нечётный, первый подающий был слева). B2 выигрывает розыгрыш – счёт 2–0, они с B1 меняются местами. Объявляется "2–0–2". B2 подаёт теперь справа... и так далее, пока команда B не проиграет подачу, после чего сайд-аут и право переходит обратно команде А, где начнёт подавать тот, кто находится справа, с номера 1. На первый взгляд сложно, но на практике ведение счёта становится автоматическим процессом. Новичкам полезно проговаривать вслух каждое изменение и контролировать свое положение на площадке по счёту.
Раллийный счёт (нововведение 2025): В 2025 году федерация USA Pickleball ввела экспериментально раллийную систему подсчёта очков (rally scoring) для отдельных случаев. При раллийном счёте очки получают оба стороны – каждое розыгрыш приносит очко победившей стороне, независимо от того, у кого была подача. Это противоположно классическому side-out принципу. Новые правила предусматривают использование раллийного счёта в некоторых форматах турниров (например, командные соревнования, круговые турниры) и в рекреационной игре по договорённости игроков. Однако традиционный подсчёт (очки только при своей подаче) остаётся основным и официальным в большинстве турниров высокого уровня. Если вы только начинаете играть, рекомендуется сперва освоить классические правила счёта. Раллийный формат обычно упрощает и ускоряет игру, но слегка меняет тактику (поскольку ценность каждой подачи уже другая). В раллийных матчах счёт объявляется двумя числами (без третьего номера игрока, так как последовательность подачи не имеет значения – она просто чередуется) либо могут использоваться другие договорённости, например, фиксированное чередование подач через каждые две подачи. Эти детали зависят от конкретного регламента соревнования. Если вы планируете участвовать в турнирах, уточняйте заранее, какой формат счёта будет применяться.
Ошибки и нарушения: когда розыгрыш заканчивается
В пиклболе существует перечень ситуаций, когда розыгрыш считается завершённым с ошибкой одной из сторон (то есть фиксируется фол, или по-английски fault – нарушение, приводящее к остановке игры). Если фол совершила сторона, которая подавала, она теряет право подачи (а если у неё была первая подача, переходит ко второй, либо происходит сайд-аут). Если ошиблась принимающая сторона, подающая сторона получает очко. Ниже перечислены основные ошибки и нарушения правил, которые приводят к потере розыгрыша:
• Выход мяча за пределы площадки. Если после удара мяч приземлился вне корта (за боковой или задней линией), не коснувшись при этом линии – удар считается отправившим мяч «в аут», и розыгрыш выигрывает противоположная команда. Важно: попадание в саму линию считается попаданием в площадку (исключение – линия неигровой зоны при подаче, см. выше). Также, если мяч улетает в сетку со своей стороны и не перелетает на сторону соперника, это по сути эквивалент удара в аут – розыгрыш тоже проигран (мяч «не перебит» на сторону соперника).
• Двойной отскок. Если мяч отскочил от площадки более одного раза на стороне команды, и после этого не был ею возвращён, фиксируется ошибка – мяч «пропущен». Проще: необходимо отбить мяч до того, как он ударится о землю второй раз на вашей стороне. Второй отскок означает, что команда не успела выполнить ответный удар, и розыгрыш окончен в её ущерб. Аналогично, вWheelchair-пиклболе (для игроков в инвалидных колясках) допускается три отскока, и третий отскок неотбитого мяча считается пропуском.
• Нарушение правила двух отскоков. Об этом уже говорилось: если кто-то взял мяч с лёта до того, как обе стороны сделали по одному удару после отскоков в начале розыгрыша, то такой преждевременный воллей считается фолом (розыгрыш присуждается сопернику).
• Воллей в неигровой зоне (кухне). Если игрок сыграл мяч с лёта, находясь в зоне у сетки или наступив на её линию – это фол (нарушение правила неигровой зоны). Также, если после воллея игрок по инерции зашёл в зону или коснулся её – тоже фол. Эти ситуации подробно разобраны выше; любое подобное нарушение мгновенно останавливает игру в пользу противоположной стороны.
• Двойное касание ракеткой. Каждый игрок должен ударять по мячу одним махом ракетки. Если мяч коснулся ракетки дважды в результате двух отдельных движений – это ошибка. Однако случайное двойное касание в рамках одного движения не наказывается (например, если мяч срикошетил в обод ракетки и задел струну в одном замахе) – такой удар засчитывается, игра продолжается. Намеренное же «жонглирование» мячом не допускается.
• Попадание мяча в игрока. Если летящий мяч коснулся игрока или его экипировки (одежды, тела) до того, как удариться о корт, то игрок, кого коснулся мяч, проигрывает розыгрыш. Например, если мяч летел за линию, но игрок рефлекторно подставил ракетку и мяч задел его – считается, что он не избежал попадания. Исключение: мяч может легально коснуться кисти руки, которая держит ракетку, так как кисть считается продолжением ракетки. Все остальные случаи (попало в туловище, ноги и т.д.) – ошибка. Также, если мяч ударился в корт, а затем отскочил в игрока, розыгрыш уже закончился тем ударом (либо очком, либо фолом в зависимости от места удара).
• Перетягивание ракетки над сеткой. Игрок не имеет права заранее заносить ракетку или любое часть тела через сетку на сторону противника до удара по мячу – это будет считаться помехой и нарушением. Удар должен производиться на своей стороне. Допускается, что при сильном замахе или добивании ракетка по инерции перейдёт плоскость сетки после контакта с мячом – это не наказывается, если до соперника не дотрагивается. Но если игрок замахнулся и ударил по мячу, который ещё был над половиной соперника (то есть перелез через сетку) – это фол.
• Касание сетки. Во время игры нельзя касаться сетки, стойки или посторонних предметов на стороне соперника. Если игрок или его ракетка/одежда во время розыгрыша коснулись сетки или столбов – фиксируется ошибка этой стороны. Даже если мяч уже мёртв, а игрок от досады ударил ракеткой сетку – это могут посчитать нарушением дисциплины. Также не разрешается переступать под сеткой на сторону соперника в ходе розыгрыша (падать или перебегать).
• Неправильная подача. Если при подаче нарушены описанные правила – например: мяч не долетел в нужный квадрат, мяч попал в кухню или на её линию, подача выполнена над головой или с нарушением правил подброса, заступ ногой на корт при подаче – то такая подача считается ошибкой (фолом). Подача сразу переходит к следующему по очереди (либо к партнёру, либо сайд-аут). В отличие от тенниса, двойной подачи нет: попытка одна. Однако, как отмечалось, есть опция дроп-подачи, которой можно воспользоваться вместо обычной, если с классической подачей не всё ладно.
• Помеха (хиндер). В правилах оговорены случаи, когда розыгрыш останавливается из-за посторонней помехи (на площадку выкатывается мяч с соседней площадки, резкий шум, действие, мешающее сыграть мяч и не зависящее от игроков). Если случился такой hinder (хиндер), обычно назначается переигровка розыгрыша. Но помеха должна быть объявлена сразу. Если игрок попытался отбить мяч, а лишь потом заявил о помехе – судья вправе не удовлетворить запрос. Преднамеренное отвлечение соперника (например, выкрик во время удара) считается недопустимым; если судья посчитает, что игрок умышленно мешал, это может трактоваться как неспортивное поведение.
Надо заметить, что в любительских играх без судей игроки сами объявляют большинство ошибок: ауты, заступы, касание сетки и пр. Принято доверять вызовам соперников – если оппонент сказал «аут», игра прекращается. Спорные моменты стараются решать честно: например, если не уверены, был мяч в поле или нет, зачастую мяч засчитывают в пользу соперника (даётся презумпция добра: сомнительный мяч считается хорошим для противника). Это часть этикета. Если же возникают непримиримые разногласия, в дружеской игре просто переигрывают розыгрыш заново, а в турнире можно пригласить судью, если его не было.
Турнирные правила и формат соревнований
Правила пиклбола, описанные выше, применимы как в любительской обстановке, так и на официальных турнирах. Однако турниры обычно имеют ряд дополнительных положений и организационных деталей. Если вы планируете участвовать в соревнованиях, важно знать следующие моменты:
• Формат матчей: На большинстве турниров матч состоит из лучшей серии в 3 геймах до 11 очков (то есть до двух побед по 11). Иногда в утешительных или любительских категориях могут играть один гейм до 15 или 21 очка – это заранее оговаривается регламентом. Во всех случаях требуется выиграть с разницей минимум в 2 очка. Формат сетки может быть олимпийским (на выбывание) или с групповым этапом/круговой (каждый с каждым). В круговых часто применяют раллийный счёт для ускорения, но на главных этапах – классический.
• Смена сторон: Поскольку условия (например, ветер, освещение) на разных сторонах корта могут различаться, в официальных матчах принята смена сторон. После каждого гейма соперники меняются половинами корта. Если матч состоит из решающего третьего гейма, то в этом гейме стороны меняются когда первая из команд наберёт 6 очков (для 11-очкового гейма). Аналогично, если играется до 15 – меняются при 8, до 21 – при 11 очках. Это делается для честности условий. На смену сторон во время гейма даётся не более 1 минуты.
• Тайм-ауты: В турнирах разрешено брать перерывы для отдыха или совещания. Стандартно каждая сторона может взять до 2 тайм-аутов продолжительностью 1 минута в каждом гейме (если играют до 11 или 15 очков), и 3 тайм-аута в гейме до 21 очка. Тайм-аут можно запросить только между розыгрышами, до того как началась следующая подача. Для этого игрок обычно поднимает ракетку и громко говорит «тайм-аут». Если тайм-аут берёт команда, оба партнёра могут отойти к скамейке, пить воду и обсуждать тактику. По истечении минуты судья объявляет «time in» и игра продолжается. Кроме обычных, существуют медицинские тайм-ауты, если игрок получил травму – судья может остановить матч и дать время (обычно до 15 минут) на оказание помощи. Злоупотреблять медтайм-аутом запрещено (например, притворяться травмированным ради отдыха) – за это могут даже начислить штрафное очко.
• Судейство: В серьёзных турнирах матчи обслуживают судьи: главный судья (рефери) на корте, а также может быть несколько линейных судей (на ауты) и судья на неигровой зоне. Однако на многих любительских турнирах часть матчей проходит без судей – там игроки сами отвечают за фиксацию счёта и вызовы линий, как в обычной игре, но могут пригласить судью в спорной ситуации. При наличии судьи именно он объявляет счёт перед каждой подачей, фиксирует очки, следит за соблюдением правил. Игроки могут апеллировать к судье по поводу спорных моментов (например, оспорить линию, если есть уверенность, что соперник ошибся). Судья может предупредить или наказать за несоблюдение правил и поведения (см. ниже).
• Экипировка и инвентарь: На турнирах обычно регламентируются параметры ракеток и мячей. Все ракетки должны соответствовать стандартам (быть в списке одобренного инвентаря) – это проверяется перед матчами. Мяч для турнира выбирается организаторами заранее, и все игроки используют одинаковые турнирные мячи. Одежда игроков должна быть спортивной, опрятной; не допускается, чтобы она была точно цвета мяча (например, ярко-жёлтая рубашка при жёлтом мяче), поскольку это мешает видимости.
• Поведение на корте: На официальных соревнованиях очень серьёзно относятся к спортивному поведению. Существует целая градация санкций: вербальное предупреждение, техническое предупреждение, технический фол – вплоть до дисквалификации. Например, за нецензурную брань, споры с судьёй, умышленное отвлечение соперника игрок может сначала получить предупреждение, а при повторении – технический фол (штрафное очко в пользу соперника). Все подобные случаи протоколируются судьёй. Если игрок бросает ракетку или ведёт себя агрессивно – ему могут сразу дать технический фол без предупреждения. Два технических фола за матч приводят к снятию игрока (матч отдается сопернику), а особенно грубое поведение (драка, оскорбление официальных лиц) может повлечь отстранение от всего турнира. В целом на турнире ожидается, что игроки будут вежливы, пунктуальны (за опоздание более чем на 10 минут обычно присуждается поражение), уважают решения судей и помогают поддерживать честную игру.
Этикет и поведение игроков
Пиклбол изначально задуман как дружелюбная, социальная игра, поэтому спортивная этика и уважение – неотъемлемая часть культуры этого вида спорта. Новички должны с самого начала усвоить основные принципы кодекса поведения в пиклболе:
• Честность и справедливость. Игра строится на доверии – если мяч приземлился близко к линии, а вы точно не уверены, был ли аут, следует отдать очко сопернику. Нечестные или «затяжные» решения против духа игры не приветствуются. Принято давать противнику преимущество сомнения – считать мяч хорошим, если нет твёрдой уверенности в обратном. Это сохраняет доброжелательность и удовольствие от игры.
• Любой розыгрыш важен. Независимо от стадии матча, каждая подача и каждый мяч играются с одинаковым настроем. Не стоит демонстративно играть вяло при счёте 0:0 или в неважном поединке. Соблюдение спортивного принципа – уважать игру и соперника в любой ситуации.
• Общие правила вызовов (calling). В парной команде любой из партнёров может объявлять «аут» на мячах, летящих в их сторону. Нет деления «твои линии – мои линии»; если партнёр крикнул «аут», второй не должен спорить. Главное – делать вызовы сразу и чётко. Если вы играете без судьи, ваши вызовы ограничиваются вашей половиной: вы отвечаете за фиксирование аута на своей стороне. Кричать «аут» на мяч соперника, летящий к нему, вы не должны (это будет вмешательство).
• Быстрые решения. Если случилась спорная ситуация – например, помеха или двойной отскок – её нужно объявлять немедленно, не дожидаясь завершения розыгрыша другим способом. Задержка с объявлением может означать отказ от претензии. Например, если мяч коснулся постороннего объекта, вы можете сразу поднять руку и сказать «hinder» (помеха) – тогда розыгрыш переиграется. Если продолжите играть, а лишь потом захотите переиграть из-за помехи – вам, скорее всего, откажут.
• Споры и конфликты. В любительской среде не принято ругаться из-за сомнительных мячей. Лучше переиграть – «let’s replay» – чем испортить атмосферу. Если есть турнирный судья, можно позвать его, но оскорблять или грубо оспаривать решения нельзя. При несогласии с судейским решением формально вы можете взять челлендж (оспорить) по регламенту, но в местных турнирах это редкость.
• Поведение и эмоции. Категорически не приветствуются проявления злости: бросание ракетки, удары по ограждению, крики на партнёра. За такое в турнире сразу последует предупреждение или штраф. В дружеской игре это тоже испортит отношения. Пиклбол – игра, которую играют для удовольствия, поэтому держите эмоции под контролем. Вместо негатива – похвалите соперника за отличный удар, подбодрите партнёра после ошибки.
• Коммуникация в паре. Партнёры должны поддерживать друг друга. Критиковать напарника при чужих – моветон. Наоборот, принято подбадривать, подсказывать тактику («играй на того-то» или «коротко подбрось») и вместе радоваться удачным розыгрышам. После окончания матча партнеры обычно благодарят друг друга за игру, независимо от результата.
• Контакт с соперником. По завершении матча соперники традиционно пожимают руки или стукаются ракетками через сетку, говоря «Good game» («хорошая игра») – это важный элемент спортивного духа. Во время игры не стоит разговаривать с соперниками, кроме как по делу (например, уточнить счёт или согласовать переигровку). Отвлекать оппонента разговорами или выкриками – нарушение этики (и правил, если преднамеренно).
• Внешний вид и оборудование. Как упоминалось, на площадке желательно избегать одежды цвета мяча, а также следить, чтобы с ракетки не сыпались кусочки (например, отклеившаяся лента – её лучше снять, чтобы не упала на корт во время розыгрыша, иначе это может создать помеху). На турнирах за одежду отвечает сам игрок: если судья потребует переодеться (например, слишком сливается с мячом), надо исполнить просьбу.
• Время и готовность. Не задерживайте игру: подавайте без излишней паузы после объявления счёта. Между розыгрышами допускается быстро вытереть руки полотенцем или глотнуть воды, но затягивать темп матча нельзя. Если вам нужно больше времени (расшнуровался кроссовок и пр.), можно попросить у судьи остановку, но будьте кратки. В любой непредвиденной ситуации (например, мяч укатился далеко) – поднимите руку, сигнализируя, что не готовы, и быстро устраните проблему.
Самое главное – помните, что пиклбол — это игра для удовольствия и дружеского общения. Соблюдение правил и уважительное отношение к сопернику сделают ваши игры приятными для всех. Новички особенно ценятся за стремление играть честно и учиться – опытные игроки, как правило, с радостью помогают советами. Поэтому не стесняйтесь спрашивать о правилах, если что-то неясно, и наслаждайтесь игрой!
Заключение: Пиклбол – динамичный, увлекательный спорт, освоить который можно довольно быстро. В этом руководстве мы разобрали официальные правила на 2025 год, актуальные как для любительской игры, так и для турниров. Теперь, изучив основы – от правильной подачи и счёта до поведения на корте – вы готовы выйти на площадку. Берите ракетку, находите ближайшую пиклбольную площадку и пробуйте свои силы. Соблюдайте правила, играйте честно и получайте удовольствие от каждого розыгрыша. Удачной игры!
Источники и ссылки:
1. USA Pickleball. Официальная книга правил 2025 (USA Pickleball Official Rulebook, 2025) – официальный документ с полным сводом правил пиклбола на английском языке.